ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВЕСКИ
КОЛОКОЛОВ
Подвеска колоколов – это комплекс общестроительных,
консультационных и творческих мероприятий,
направленных на
обеспечение условий для исполнения православного колокольного
звона
Цель: Красивый
звон
Задачи:
1) подбор колоколов в гармоничный ряд;
2) создание профессиональной системы
управления колоколами;
3) реализация возможностей звучания звонницы, ее
акустических особенностей;
4) реализация потенциала звучания колоколов за счет
правильного расположения на звоннице и между собой;
5) создание звонов для данного колокольного набора
(канонических и традиционных звонов).
ПОДВЕСКА КОЛОКОЛОВ ПРОИСХОДИТ
В 2 ЭТАПА
1 этап: предварительное
обследование
2
этап: окончательные работы по подвеске, настройке звонницы и обучению
звонарей
Параметры |
Профессиональная
подвеска |
Непрофессиональная подвеска |
1. Подбор
колоколов |
Четкое
определение необходимого количества колоколов позволит избежать лишних
затрат на приобретение ненужных колоколов. Колокола подобраны между собой
в гармоничный звукоряд. Лишних колоколов нет. |
Подбор
колоколов не производится. |
2. Удобство
звона |
100% реализация
исполнительских и творческих возможностей звонаря. Возможность исполнения
звонов в ансамбле. Минимальные нагрузки при игре на
колоколах. |
Реализуется 10%
от имеющихся возможнос-тей. Минимальное удобство для исполнителя.
Невозможность ансамблевой игры.
Большие
физические нагрузки на звонаря. |
3. Красота
звона |
Колокола
полностью раскрывают свое звучание – не мешают друг другу. Их звук не
перекрывает звучание соседних колоколов и не смешивается с ним.
Использованы акустические возможности колокольни. Звук распространяется со
звонницы свободно, соответственно не приглушается и не теряет частотных и
других характеристик.
Звон звучит
легко, звучание колоколов правильное.
|
Некрасивый звон
из-за неправильного расположения колоколов на звоннице и между собой,
отсутствия специальных приспособлений подвески, игнорирования акустических
свойств корпуса-резонатора (колокольни), отсутствия обученных
звонарей.
Звон звучит
тяжело, звучание колоколов нарушено неправильным звукоизвлечением.
Неграмотное расположение колоколов между собой дает резонансы в звучании
либо эффект частотного дисбаланса.
|
4. Громкость и
дальность звучания |
КПД колоколов
максимальный.
Радиус звучания
значительно увеличивается. Важно, чтобы звук был красивым, прежде всего
для тех, кто находится внизу, и только во вторую очередь важен звук на
самой звоннице. |
Реализуется
лишь часть от возможностей колоколов и акустических свойств
звонницы.
Неправильное
расположение колоколов на звоннице снижает их КПД – утрачивается не только
красота звучания, но и сила звука.
|
5. Репертуар
звонов |
Все
канонические звоны Православной Церкви, а также традиционные звоны
православных храмов многих городов России и других стран. Владение
различными техниками игры.
|
Резко
ограничен. Как правило, удачно могут звучать 1-2
звона.
Невозможность
исполнения ансамблевых звонов. Техника исполнения
любительская. |
6. Безопасность
звонаря |
Определение
правильного месторасположения звонаря, наличие элементов экипировки.
Грамотная подвеска колоколов значительно снижает риски
звонаря. |
Не
предусмотрены погодные факторы (холод, ветер и др.) Высокая
травматичность.
Риск
профессиональных заболеваний от громкого и резкого звучания
инструмента.
|
7. Сохранность
колоколов |
Грамотный
монтаж, а также профессиональная техника игры с правильным
звукоизвлечением создают необходимые условия для хорошей сохранности
колоколов. Со стороны звонаря должен осуществляться технический
контроль.
|
Высокая степень
износа колоколов от неправильного крепления к балкам, от неправильного
(слишком близкого) расположения между собой, от чрезмерных усилий звонаря
при игре на колоколах. |
8.
Колокольня |
Нагрузка на
звоннице должна распределяться по возможности равномерно. Необходимо
учитывать факторы раскачивания колоколов во время звона, а также
воздействия звуковых вибраций. |
Чаще всего к
работам не привлекаются профессиональные инженеры и архитекторы.
Соответственно не учитываются факторы динамических нагрузок и равномерного
распределения массы на звоннице.
|
9. Внешний
вид |
Несмотря на то,
что в колоколах главное звук, внешнему виду колоколов на звоннице
уделяется большое значение.
|
Красивый
эстетичный вид либо отсутствует, либо находится в полном несоответствии с
функциональными требованиями. |
10.Дополнительные
возможности
(необязательны) |
·
Комплект
инструментов и механизмов для текущего надзора за техническим состоянием
звонницы
·
Экипировка
звонаря
·
Подсветка,
электрификация
·
Возможна
установка телефона
·
Запасной
такелаж
|
Дополнительные
возможности чаще всего
отсутствуют |